НДС, НДФЛ и страховые взносы в письмах Минфина России >
Калужская область г. Обнинск,
    ул. Карла Маркса, д.62 офис 3

ooocsb@mail.ru
+7 (484) 399-72-39
+7 (962) 178-88-63
+7 (960) 521-96-77
WhatsApp
09:00 до 18:00 пн-пт
Бухгалтерские услуги
Центр содействия
бизнесу

НДС, НДФЛ и страховые взносы в письмах Минфина России

НДС, НДФЛ и страховые взносы в письмах Минфина России 26.03.2019

ИП платит страховые взносы, потому что он - ИП

С момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя у него возникает обязанность по уплате страховых взносов, которая должна исполняться до момента исключение его из ЕГРИП, вне зависимости от того, осуществляет он предпринимательскую деятельность или нет.

Об этом в своем письме от 21.01.2019 № 03-15-05/2694 напоминает Минфин России. Самое недальновидное, что он может при этом сделать, не заниматься бизнесом, ради которого получил статус ИП, а устроиться на работу по найму. В этом случае возникает два плательщика страховых взносов.
Если предприниматель устраивается на работу, то уплачивать страховые взносы придётся дважды:
• непосредственно физическое лицо, как предприниматель – п. 3 ст. 420 НК РФ;
• работодатель, уплачивающий страховые взносы за своего работника – п. 1 ст. 420 НК РФ. При этом работодатель уплачивает страховые взносы с выплат в пользу своих работников независимо от того, являются они предпринимателями или нет.

Размер страховых взносов, которые предприниматели должны производить за себя, прописан в ст. 430 НК РФ. Уплата предпринимателем страховых взносов производится независимо от возраста, вида деятельности и факта получения от неё доходов в конкретном расчётном периоде.
В гл. 34 НК РФ не предусмотрено освобождение плательщиков страховых взносов - предпринимателей от уплаты за себя страховых взносов, за исключением случаев, указанных в пп. пп. 1, 3, 6 - 8 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» - п. 7 ст. 430 НК РФ. Но работа по найму там не поименована.

Чтобы не платить дважды, вам следует перед регистрацией подумать, а нужен ли вам статус индивидуального предпринимателя и будете ли вы заниматься бизнесом? А если вы уже являетесь индивидуальным предпринимателем, подумайте, нужно ли вам устраиваться на работу по найму (см. письмо Минфина России от 08.10.2018 № 03-15-05/72147).

Правда, в письме Минфина России от 29.12.2018 № 03-15-05/96595 чиновники подбодрили «предпринимателей-работников»: размер их пенсии тоже будет формироваться по двум основаниям, что увеличит объём их пенсионных прав.
Источник: Письмо Минфина России от 21.01.2019 № 03-15-05/2694

Вычет НДС без счёта-фактуры невозможен

Принятие к вычету сумм НДС без наличия счёта-фактуры, выставленного при реализации товаров, работ, услуг, в НК РФ не предусмотрено. В письме Минфина России от 22.01.2019 № 03-07-11/2863 чиновники категорически утверждают, что вычет входного НДС без наличия счёта-фактуры невозможен в принципе. Согласно п. 2 ст. 171 НК РФ и п. 1 ст. 172 НК РФ суммы НДС, предъявленные налогоплательщикам при приобретении товаров, работ, услуг, имущественных прав на территории РФ, в случае их использования для операций, облагаемых НДС, подлежат вычетам после принятия этих товаров, работ, услуг, имущественных прав на учёт на основании счетов-фактур, выставленных продавцами, и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, принятие к вычету сумм НДС без наличия счёта-фактуры, выставленного при реализации товаров, работ, услуг, в НК РФ не предусмотрено. Вместе с тем в Определении от 02.10.2003 № 384-О Конституционный Суд РФ указал, что счёт-фактура не является единственным документом для предоставления налогоплательщику вычетов по НДС. Налоговые вычеты могут предоставляться и на основании иных документов, подтверждающих уплату налога. Нереально, например, получить счёт-фактуру в магазине розничной торговли, даже если в стоимость покупки входит НДС. Соответственно, в письмах Минфина России от 28.12.2017 № 03-07-11/87948 и от 12.01.2018 № 03-07-09/634 чиновники последовательно отказывают налогоплательщику в праве на вычет НДС, если есть только кассовый чек с выделенной в нём суммой НДС, но нет счёта-фактуры.
О существовании Постановления Президиума ВАС РФ от 13.05.2008 № 17718/07, где указано, что налогоплательщик может заявить входной НДС к вычету и без счёта-фактуры, на основании кассового чека, они предпочитают не вспоминать. (См., также, постановления ФАС Московского округа от 23.08.2011 № КА-А41/7671-11 и ФАС Центрального округа от 05.08.2010 по делу № А64-3986/09).
И, наверное, в рассматриваемом вопросе проще согласиться с чиновниками. Не потому, что они правы, а потому что затраты на доказательство своей правоты в суде несопоставимы с выгодой от такого вычета.
Другое дело, когда счёт-фактура у налогоплательщика отсутствует по объективным обстоятельствам – кража, пожар, или какие-то другие чрезвычайные обстоятельства. При таких обстоятельствах (официально подтвержденных) ФАС Центрального округа в постановлении от 05.12.2012 по делу № А54-1629/2012 решил, что налогоплательщик может подтвердить своё право на получение вычета и другими документами.
Источник: Письмо Минфина России от 22.01.2019 № 03-07-11/2863

НДФЛ для граждан ЕАЭС: 13% или 30%

В письмах Минфина России от 22.01.2019 № 03-04-06/3032 и от 23.05.2018 № 03-04-05/34859 чиновникам министерства снова приходится вступать в «борьбу» за ставку НДФЛ в отношении трудовых доходов граждан ЕАЭС. По мнению Минфина России, порядок установления налоговой ставки по НДФЛ в зависимости от наличия налогового президентства России применяется в отношении физических лиц вне зависимости от их гражданства.

Ещё с 2015 г. руководством к действию для всех налоговиков является письмо Минфина России от 27.01.2015 № 03-04-07/2703, в котором разъяснялись положения Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014. Исходя из ст. 73 данного договора, доходы в связи с работой по найму, полученные гражданами Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии облагаются по налоговой ставке 13%, начиная с первого дня их работы на территории РФ.
Однако применение льготных ставок для этих лиц не значит, что они автоматически стали налоговыми резидентами России. Договором об ЕАЭС наделение физических лиц статусом налогового резидента не регулируется. Поэтому тут следует применять национальное законодательство - п. 2 ст. 207 НК РФ.
Следовательно, по итогам налогового периода определяется окончательный налоговый статус работника из ЕАЭС в зависимости от времени его нахождения в РФ в данном налоговом периоде. Если по итогам налогового периода он так и не приобрёл статус налогового резидента России, то его доходы, полученные в данном налоговом периоде, облагаются по ставке 30%. А если приобрёл — то 13%. (См., например, письмо Минфина России от 10 06.2016 № 03-04-06/34256).

Но в письме ФНС России от 28.11.2016 № БС-4-11/22588@ налоговики обнаружили, что финансисты неправильно понимают ст. 73 Договора. Там не предусмотрен перерасчёт налоговых обязательств граждан государств-членов ЕАЭС в случае не приобретения ими статуса налогового резидента по ставкам, предусмотренным для таких доходов физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами этого первого государства-члена. Это подтверждает п. 4.3 Постановления Конституционного Суда РФ от 25.06.2015 № 16-П.
Следовательно, доходы от работы по найму, полученные гражданами Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии облагаются по налоговой ставке 13% начиная с первого дня их работы на территории РФ независимо от налогового статуса этих лиц.
А в Минфине России все равно настаивают, что порядок установления налоговой ставки по НДФЛ в зависимости от наличия налогового президентства России применяется в отношении физических лиц вне зависимости от их гражданства.
Источник: Письма Минфина России от 22.01.2019 № 03-04-06/3032 и от 23.05.2018 № 03-04-05/34859

Возврат к списку